Экскурс в XIX век


с Ташкента значит таджичка
Ташкент - город хлебный!
вражда между Ташкентом и Самаркандом

Письмо:

Ну про города тут вообще не думают!! Тут географию люди не знают!!! Когда меня спрашивают откуда я... и я отвечаю что с Ташкента.... могу в ответ спокойно услышать: "так ты таджичка??" И это еще самый лучший вариант, то бишь соседский... а то и в арабы запишут!!! Ну... а если общаюсь с более продвинутым поколением... то говорят тут про нашу столицу цитатой "Ташкент - город хлебный!"... это, наверное, единственное что они знают о Ташкенте. Про Самарканд недавно услышала, что когда-то этот исторический чудо-город был столицей Узбекистана, но так как он город старый и там уже все сыпется, то где-то в 70-ых годах, еще при СССР... новой столицей утвердили Ташкент, так как после землетрясения его неплохо разукрасили и починили, а Самарканд тем временем стали обустраивать и реставрировать, надеясь потом вернуть ему почетное столичное звание, но Ташкент вцепился в этот почетный пост всем своим каменным нутром... и теперь о возвращении столичного господства Самарканду уже никто не вспоминает! Именно поэтому все жители Самарканда так ненавидят ташкентцев!!! Как сюжетец?? Меня тоже заинтересовал! И сколько я не спорила... меня посчитали просто слишком молодой особой, чтобы знать такие вещи... "Ну, что ты, Лесь, тебя тогда еще не было.... оттого и не знаешь!". Вот такие пироги с котятами! Просвещайтесь!!! Не будьте такими темными как я!


МИФ: с Ташкента значит таджичка.


Географически - Ташкент это столица Узбекистана, тем не менее, это не означает, что с Ташкента - значит только узбек или узбечка. Ташкент - город многонациональный. Здесь достаточно и таджиков, и русских, и татар, и казахов, и туркменов, и киргизов, и украинцев, поляков, турков, корейцев и многих других народностей, что естественно для МЕГАПОЛИСА, население которого, составляет по неофициальным данным, более 3,5 млн. человек. Кстати, то, что в арабы запишут, тоже не так уж и неправдоподобно. Поскольку арабы которые пришли с тем самым Кутейбой никуда не ушли! А остались жить здесь. И если представитель местного этноса с гордостью носит в имени приставки Саид или Хужа(Ходжа) - значит арабские корни налицо.

По внешним данным отличать этнос группу жителей Ташкента достаточно трудно. Во всяком случае, мне очень трудно сказать, какая же черта внешности у узбеков сугубо индивидуальна и принадлежит только узбекскому народу. Впрочем, по внешним чертам отличить русского от украинца или поляка еще более сложно (моему азиатскому взгляду). Но вот несмотря на внешнюю схожесть киргизов еще можно спутать с казахами, а вот с корейцами - не а. Говорят в Ташкенте на узбекском, русском, и вот в последнее время растет в геометрической прогрессии количество людей говорящих на английском. Параллель с явлением <москали и хохлы> тут не наблюдаются, а если бы и произошли, среднестатистический Ташкентец мог бы только пожать плечами и ответить фразой из мультика <А по моему,...они одинаковые>. Но если вы спутаете узбека с казахом (или наоборот), вы...вас... ну...узбеки народ миролюбивый, вам ничего не будет, но мнение о вас резко упадет. Поскольку, по мнению и тех, и других: <Ну, слепому видно, кто есть кто!



МИФ: Ташкент - город хлебный!


Появился этот миф в годы Великой отечественной войны, и был сильно раскручен в послевоенные годы одноименным фильмом. Причем был раскручен настолько, что люди верили в это буквально. К примеру, одна русская женщина, будучи 12 летней девочкой в годы войны считала, что Ташкент - это город где хлеб на деревьях растет, и поэтому переехала в Ташкент. А в фильме <Кортик> - один из мальчиков-героев предлагает поехать в Туркестан, где везде на улицах апельсины.

Апельсины в Ташкенте привозные. Ташкент это не тропики, тут своя атмосферная кухня. Так что мальчик тот был бы здорово разочарован.


А вот хлеб...

Хлеб считается продуктом, чуть ли не священным, а такое отношение формируется неспроста. Такое отношение сформировалось как раз таки потому, что хлеба не хватало. Конечно, во времена войны Узбекистан был в тылу, и блокады не переживал, но! Все работоспособное мужское население республики было на фронте. Весь урожай отправляли - туда же на фронт. И карточный режим - на одну семью столько-то хлеба здесь соблюдался не менее жестко. А семьи в Узбекистане - как правило большие. Четыре, пять шесть детей - это среднестатистическая норма. А были семьи с 10 и более детьми. (к примеру у первого дедушки (отец отца) было10 детей, я их всех знаю, включая папу. У второго дедушки (отец мамы) тоже было 10 детей. Но я знаю только трех, включая маму. Прочие умерли кто во время войны, кто из-за её последствий.) Выжить в те времена было делом достаточно сложным. Впрочем, на тему второй мировой мы еще вернемся.

Надобно сказать, что в выпечке хлеба местные мастера не имеют равных себе во всем мире. Такого изобилия сортов лепешек и всевозможных оттенков вкуса этого казалось бы простого продукта наверное не знает ни одна другая страна в мире. И их изумительное качество равнодушным не оставляет никого.

Горячие, румяные, с потрясающим ароматом, с седаной, с джиззой, с орехами, с мясом, впитавшие в себя жару солнца и тепло тандыров (специальных круглых печей). Это целая поэма!

Но этим отличается не только Ташкент. Почти каждый город в Узбекистане может похвастаться оригинальной выпечкой хлеба. И надобно сказать в каждом городе свои методы выпечки вроде бы одинаковых сортов. Да что там, в городах, у каждого мастера (именно мастера!) своя оригинальная рецептура. Которую он не раскроет никому. Пекари (их тут называют новвой) это особая каста ремесленников, со своими традициями, секретами, суевериями, легендами.

Что касается самого Ташкента, в настоящее время это не просто хлебный город (хотя и хлебный город звучит непросто). Ташкент - это один из древнейших городов мира, о котором и расскажу с переходом на



МИФ: вражда между Ташкентом и Самаркандом


Насчет столицы Узбекистана. Самарканд НИКОГДА не был столицей Узбекистана. Он был столицей древней Согдианы, был городом-государством Сарбадаров, был столицей огромной империи Тамерлана, но никогда Самарканд не был столицей Узбекистана.

<Самарканд - один из древнейших городов мира. Он существует, по словам летописцев, <со времен неведения>. Еще не было на земле ни Лондона, ни Парижа, а Самарканд уже имел вековую славу столицы всей Средней Азии. О красоте его слагались легенды>. (С)

О древности города можно судить по тому, что уже во времена Александра Македонского, было не совсем понятно, что означает его название. В греческих источниках город называется <Мароканд> - город двуглавых птиц, но уже тогда встречаются источники называющие его Самара-канд - город сладких фруктов. В те далекие времена большинство домой в Самарканде украшались изображением птицы Семург (Се - на фарси два). А фрукты Самарканда до сих пор славятся своей <сахарностью>.

Ташкент - в переводе с согдийского - каменный город, <таш> - камень, <кент> - крепость, город. Он уступает в древности Самарканду, однако насчитывает более 2000 лет. Во времена того же Македонского, это уже был промышленный и торговый центр. И на протяжении всей своей истории Ташкент оставался всегда промышленным, торговым, богатым, благополучным городом - но не столицей.

Возможно, благополучие Ташкента обусловлено тем, что он не был столицей, и перенес гораздо меньше войн, разрушений по сравнению с Самаркандом. Взять Ташкент для завоевателя - это было равносильно взятию хорошо укрепленного но... простого города. Взять Самарканд - это было пределом мечтаний, пиком <военной> либо <царской> карьеры.

Мечтать на востоке любили. И пределу мечтаний приходилось не очень сладко. Возможно поэтому, хоть и не сразу но разбрелись подальше от неспокойного Самарканда его лучшие ученые, ремесленники, поэты, философы. И нашли приют в других городах - в том числе в богатом, всегда сытом Ташкенте.

Ташкент был городом практичным, земным в отличии от возвышенного Самарканда.И более всего радушно тут встречали ремесленников, архитекторов, мастеров по резьбе, гончаров и прочих. Возможно поэтому при раскопках в Ташкенте (есть и такие места) находят много прекрасных изделий, но до конца 19 века из Ташкента не выходили известные поэты, мыслители, философы, теологи. Были крупные, очень хорошие специалисты своего дела но...мировых масштабов никогда не достигали.

Они стали выходить из Ташкента потом, после того как тот стал столицей - сначала Российской колонии Туркестан, а после советского Узбекистана.

В Ташкенте всегда была своя философия жизни. Здесь люди почитали традиции, вера в душах людей была крепка но...когда появились первые русские купцы, когда капиталистическая Россия прощупывала Азию, ташкентские <люди дела> не испугались <гяуров> (или коффиров - так правильнее звучит). В Ташкенте начали появляться <московские баи> - так называли тех, кто вел торговлю с русскими. Хорошие деловые отношения с культурой русских, столь различной от уклада жизни и культуры местного населения не могла появиться более нигде в Средней Азии. Только Ташкент - город спокойных деловых людей, миролюбивых, гостеприимных, смотрящих несколько свысока и потому, снисходительных к <странностям чужих>, мог соприкасаться с чуждой ему по всем канонам культурой и оставаться все тем же узбекским Ташкентом.

Русские довольно легко взяли Ташкент, город не стал ждать ужасов осады, и сдался сам. Но при этом сумел сохранить уважение завоевателей к себе. При переговорах с генералом Кауфманом ташкентцы добились того, чтобы город был разделен надвое. <Старый город> - доставался ташкентцам, и русским было запрещено входить туда по условиям договора. <Новый город>, который русские строили сами, оставался за завоевателями. Естественной границей разделявшей эти две части города была река Анхор. Сейчас эта река протекает в центре Ташкента, и место разделения носит название Урда (<урта> - середина).

Вот так Ташкент стал столицей.

И было это в середине 19 века, аккурат во времена, предшествовавшие первой мировой. Когда Германия только только объединилась и получила наконец название Германии. В самый расцвет карьеры Бисмарка. Но не в 70-е 20 века. Отнюдь.

Ташкент стал столицей не по своей воле. Однако, была в этом какая-то закономерность. Наступал век промышленный, и бум его в Средней Азии начался с Ташкента. Развитие мануфактуры, добыча и обработка руды, прокладка железных дорог, прочие нововведения, от которых шарахалась прочая азиатская культура и уклад жизни. И поэты пели уже не просто о любви либо смысле бытия. Появлялись новые виды передовых людей. Фуркат, великий поэт, восхвалял достоинства фаэтона перед арбой - продвижение ноу-хау. Можете себе представить такое в 14 веке?? Чтобы Навои отвлекся от страданий Меджнуна и перешел, скажем, к анализу какая лопата лучше - штыковая или совковая? А вот в конце 19 века это было нормой.

Абдулла Авлоний - первый ученый-педагог востока подготовил реальную программу реформирования образования. Бехбудий - стал отцом основателем театра в Азии со своей драмой <Падаркуш> - <Отцеубийца>.

Появилось первое политическое движение - вдохновленные Исмаилом Гаспринским <джадиды>. Первые идеологи Азии, которые мечтали не о прекрасном, справедливом и мудром царе. Это были люди, которые думали о системе. Возможно, то, что джадиды искали панацею от всех бед в образовании выглядело несколько наивно, но по сравнению с идеей <безупречного царя> это было огромным шагом вперед.

И вот тогда, когда в Ташкенте стали делать большие шаги вперед, - он стал настоящим городом-столицей.

Как могла возникнуть мысль о вражде Самарканда и Ташкента? Мне это не совсем понятно. Единственно, могу предположить. Возможно, сказывается разница в этническом населении этих двух городов. В Самарканде преимущественно живут таджики (есть даже версия, что таджики - это сверхнарод, образованный несколько искусственно арабами именно в Самарканде. Кстати, о названии <таджик> - слово <тадж> означает <венец>, <корона>. Типа венец народов). Таджики внешне несильно отличаются от узбеков, но относятся не к тюркским народам, а к иранским. Таджики говорят на фарси (как иранцы), узбеки (а также казахи, киргизы, туркмены) на тюркском языке. Это иная группа этноса.

Мне не приходилось наблюдать вражду меду узбеками и таджиками, как и между Ташкентцами и Самаркандцами, но, возможно, разность людей, населяющих эти два мега-города, и породила такой МИФ.








TOP

Ваше мнение имеет значение!!!

Пишите Ваши добрые и сердитые письма на turizmuz@yandex.ru

Присылайте свои мифы об Узбекистане, мы будем рады рассмотреть КАЖДЫЙ из них.

Если Вам необходима какая-либо информация из Ташкента или у вас есть просьбы и пожелания, также пишите нам по адресу turizmuz@yandex.ru Мы будем рады вам помочь! Все, что мы делаем бесплатно.













turizmuz.narod.ru
(c) 2005 HILL

Hosted by uCoz