Вступительное слово


Республика Узбекистан является одним из государств-преемников Советского Союза в Средней Азии- очень молодая страна, возрастом в едва ли 14 лет. А когда-то она была центральным краем караванных путей - обычно называемых Шелковыми Путями - которые связывали Европу с Восточной Азией, хотя сегодня об этом регионе известно не много. Эта книга является приглашением к путешествию сквозь время, к открытию многосторонней истории и различных сил, которые сформировали культурное наследие современного Узбекистана.

Все началось с шелка - этой самой дорогостоящей ткани среди всех ее видов. О том, когда и как шелк впервые попал в Европу, будет рассказано позже. Однако поиски родины редка и торговли им на путях, представлявших собой широко разветвленную межконтинентальную торговую сеть, получившую лишь в прошлом веке название "Шелковый Путь", неожиданно обратили внимание на регион, о размерах которого не было практически никакого представления и который долгое время не имел даже какого-либо определенного названия.

Знания об этом регионе накапливались чрезвычайно медленно. Существовали догадки о том, что по ту сторону границ Персии и Индии вглубь Азии простирались обширные участки суши, прерываемые высоко возвышающимися горами и опасными пустынями, через которые нужно было пройти, чтобы дойти до Китая - родины шелка. На протяжении большей части того периода, который мы с Вами сейчас рассматриваем, люди не знали столь точно, где заканчивалась Европа и начиналась Азия. Купцы отправлялись с караванами в путь по континенту, который делился на безопасные и небезопасные зоны и на котором плодородные земли чередовались с пустынями. Формы путешествий, миграции народов, торговые связи, климат и исторические обстоятельства, как некий единый опыт, обусловили возникновение чувства общности. С другой стороны, религия, общественные формации и культурные традиции выявляли существовавшие различия. Однако торговля с дальними странами способствовала возникновению подспудного чувства взаимосвязанности друг с другом вопреки резким географическим контрастам и различным культурам.

Торговые маршруты Шелкового Пути пересекали центральную часть Азии - Туркестан, как позже была названа данная территория, и вместе с тем - территорию сегодняшнего Узбекистана, города которого являлись жизненно важными центрами торговли.

И если конечным пунктом соответствующих торговых маршрутов были пограничные города Китая и города-порты Леванта, то области, которые они пересекали, были не просто промежуточными станциями. Эти "дороги" служили не только прохождению товаров от пункта А к пункту Б. Открытие этого межконтинентального торгового пути имело решающие последствия для исторического и культурного развитая. Благодаря ему у регионов произошло, - пусть даже и опосредованно - приобщение к великим цивилизациям Китая, Индии, Персии и региона Средиземного моря. Территория сегодняшнего Узбекистана претерпела, хотя и в разной степени, формирующее влияние культур всех этих регионов. Таким образом, Шелковый Путь ведет нас не только через обширные пространства, но и сквозь географические и культурные контрасты вглубь времен.

Обнаруженные однажды, эти торговые пути оставались активными на протяжении многих столетий, сформированные под влиянием различных народов и культур, зависящие от взлетов и падений великих империй, от миграции народов и превратностей истории.

Когда в начале 16 в. узбеки, относящиеся к восточно-тюркской языковой группе, установили свое господство в центральной части распавшейся империи наследников тюрко-монгольского завоевателя мира Тимура, постоянный поток товаров на Шелковом Пути превратился в "тонкий ручеек". Хотя еще существовали торговые связи с Индией и Ираном, в скромном объеме также с Китаем и османской Турцией, однако межконтинентальная торговля между Китаем и странами Средиземноморья, которой этот регион 5ыл обязан своим благополучием на протяжении более тысячи лет, в значительной степени отошла в историческое прошлое.

Туркестан, как был назван регион по имени своих новых властителей тюркского происхождения, оказался как бы в слешах между продвигавшейся на юг царской Россией, окрепшим иранским национальным государством шиитского толка, монгольской Индией и Китаем. Ближе к концу 17 в. "большие ханства, на которые распалась империя узбекских шайбанидов, были в значительной степени изолированы.

В своих небольших ханских дворах ханы как в строительной деятельности, так и в части придворных церемоний усердствовали в подражании Тимуру, как великому эталону. Ремесленники сохраняли наследие Шелкового Пути частично в форме и частично в орнаментах. Большая часть наших экспонатов относится ко времени существования узбекских ханств в Туркестане, на территории нынешнего молодого национального государства Узбекистан.

В керамике прослеживается смешение китайского влияния ; иранским и с самим центральноазиатским. Работы по металлу обнаруживают, кроме того, элементы, свойственные формам индийского субконтинента. В икатовых тканях из шелка или из смеси шелка и хлопка, пожалуй, самой самобытной продукции данного региона, восточно-азиатские традиции орнамента существуют на равных правах с исконно центральноазиатскими. В сюзане, крупноформатных вышивках из шелка, прежде всего в бухарских и нуратинских, прослеживается зачастую влияние монгольской Индии, в то время как стиль самаркандских сюзане несет восточно-азиатский отпечаток.

Туркестан, бывший с точки зрения европейцев в период между 17 и серединой 19 вв. изолированным, мертвым пространством всемирной истории, сохранил таким образом I своей материальной культуре наследие Шелкового Пути и, прежде всего, в крупных городских центрах, расположенных на территории сегодняшней Республики Узбекистан. В сохранении этого наследия приняли участие наряду с Узбеками

тюркского происхождения и таджиками, говорящими на одном из вариантов персидского языка, представители около ста различных народов. Назовем лишь некоторые, наиболее важные из них: казахи, киргизы, каракалпаки, туркмены, персы, арабы, татары, калмыки.

Это в самом лучшем смысле слова многокультурное сообщество издало и сохранило данную культуру, творческая сила и динамика которой проявляется в создании предметов искусства и быта, оказывающих своим размахом и красочностью в глазах европейцев порой слишком яркое и резкое воздействие.

Туркестан, расположенный в центр евразийского континента, был связующим и промежуточным звеном в сети дорог древнего Шелкового Пути. Узбекистан находится в центре Туркестана и таким образом может быть обозначен центральной частью Шелкового Пути и, как таковой, уходит корнями вглубь древней и богатой событиями истории.

В период античности, во времена Александра Македонского и его преемников, основавших греко-бактрийское царство, этот регион назывался Трансоксанией, т.е. "страной по ту сторону Окса". В 4 в. д.н.э. Александр Македонский дошел со своими войсками до Ферганской долины, достигнув самой крайней точки своего похода на Восток. Эллинистические элементы нашли свое отражение не только в греко-бактрийском искусстве, но и в буддийском искусстве Гандхары и до сегодняшнего дня обнаруживаются в народном искусстве пакистанской долины Сват.

Спустя примерно сто лет после Александра Македонского в этот регион с тайной миссией проникает китайский посланник в поисках союзников против гуннов и обнаруживает при этом знаменитых ферганских коней "кровавой испариной".

Для военных амбиций китайцев открытие этих лошадей имеет неоценимое значение, а с попыток получить доступ к этим лошадям начинается торговля на Шелковом Пути.

В период поздней античности культура городов подвергается сильному влиянию Ирана. В степных просторах господствуют конные кочевники: саки, парфяне, гунны и с 6 в. н.э. - тюрки. Подобно этническому облику многообразным* были также религии этого региона. Наряду с буддийскими храмами и монастырями существовали зороастрийские алтари поклонения огню и церкви несторианских христиан. И манихеи, и евреи также внесли свою лепту в культуру данного региона. Кочевники степных и пустынных просторов частично, вплоть до 16 в., сохраняли свои религии основанные на шаманстве.


В 8 в. арабская конница завоевала этот регион, ставший таким образом частью исламского мира и называвшийся с этих пор Ма вара ан-пахр - "страна по ту сторону реки" (Амударьи). Как в политическом, так и в культурно-историческом отношении значительной датой была битва под Таласом в 751 г. Мусульманские войска остановили здесь натиск экспансии Китая периода эпохи Тан на Запад и разметили на будущее границу между территорией исламского влияния и Китаем. В этой битве мусульмане захватили военнопленных, сведущих в изготовлении бумаги. Вскоре после этого в Самарканде появился первый в мире, западнее Китая, бумажный завод, долгое время остававшийся самым знаменитым. Отсюда бумага начала свое победное шествие по свету через страны Ближнего Востока до тех пор пока она в 14 в. не дошла до Центральной Европы. Для развития науки и культуры изготовление бумаги имеет такое же значение, как и более позднее изобретение книгопечатания Йоханнесом Гутенбергом в Майнце.

В 9-10 вв. (с 819 до 1005 гг.) в "стране по ту сторону реки правила первая исламская династия иранского происхождения - саманиды. Их резиденция, Бухара, стала великолепным культурным центром. Здесь берет свое начало возрождение иранской литературы, но поощрялось также и развитие наук. Один из выдающихся мусульманских врачей, ар-Рази (умер прибл. в 925 г.), посвятил свой учебник по медицине, служивший на протяжении веков основой обучения также и для западных врачей, одному из правителей династии саманидов. Для окружения двора были созданы изделия из керамики и металла, которые относятся к самым изысканным шедеврам исламского искусства малых форм.

Знаменитый мавзолеи Исмаила Самани -самый ранний пример исламской мемориальной архитектуры. Период правления саманидов многими историками был назван золотым веком Центральной Азии.

Наше внимание обращено к еще одной прекрасной эпохе. второй в классическом исламском периоде, эпохе Тимура ( 1330-1405 гг.) и его наследников. Приблизительно в 1370 г. Тимур овладел "страной по ту сторону реки". Военные походы привели его в Месопотамию, Сирию, Анатолию и Индию. В период вершины своей власти он владел территорией, простиравшейся от Средиземного моря до Инда. Он отстроил Самарканд, сделав его великолепной столицей своей огромной империи. Мечеть Биби-Ханум и его мавзолей Гур-и Мир и сегодня еще свидетельствуют о его строительной деятельности. Из своих захватнических походов он привозил с собой со всего исламского мира мастеров ремесла и искусства. Он и его наследники, знавшие толк в искусстве, создали книжные мастерские. Керамическому производству и искусству художественного металла довелось также пережить свой последний крупный расцвет. После смерти его последнего наследника в 1506 г. в Герате начался описанный выше процесс развития, накладывавший отпечаток на судьбы этого региона вплоть до сегодняшнего столетия.

В соответствии с этими тремя крупными историческими эпохами наш сайт охватывает следующие разделы:

1. Трансоксания с 4 в. до н.э. до начала исламского завоевания в 8 в. н.э. При этом затрагиваются вопросы возникновения Шелкового Пути и ранней торговли, а также связи рассматриваемой нами области с соседними регионами.

2. Средняя Азия как центр культуры и политической власти в период с исламского завоевания в 8 в. до распада империи тимуридов в начале 16 в.

3. Туркестан в период правления узбекских ханств с 16 в. до начала 20 в.



source by Джахонгир Ахаров








TOP

turizmuz.narod.ru
(c) 2005 HILL

Hosted by uCoz