САМАРКАНД


История Самарканда насчитывает больше 2,500 лет. Более раннее название города - Афрасиаб (один из переводов "стоящий рядом с Сиабом" - речка такая). Сейчас руины этого городища находятся на окраине Самарканда. Афросиаб находился немного севернее нынешнего Самарканда на возвышенности.
Говорят, что после завоевания этих мест Александром Македонским, он велел построить в ознаменование своей победы храм. Этот храм строили два мастера Самар и Канд. Вокруг этого храма стал застраиваться новый город, который и был назван Самарканд.

Я расскажу о Самарканде, о его памятниках. Мы совершим с вами виртуальный тур по Самарканду. Этот тур я сначала совершил сам, и вот предлагаю совершить и вам. Так что здесь я буду говорить от своего имени.

Экскурсию свою начал я с посещения мечети Хазрати Хызр, расположенного рядом с [Это Самарканд!] городищем Афросиаб. Чтобы войти в мечеть необходимо подняться вверх по крутым ступенькам. Отсюда для меня открылся величественный вид старой части Самарканда.

Вдали виднеются голубые купола ансамбля Биби-Хоним и купола медресе на площади Регистан. Это постройки времен Тимура. Им по 600 лет. Рядом со всем этим великолепием Сиабский базар - самый старый и самый большой базар Самарканда. Огромное количество людей с мешками, ведрами, узлами, сетками. Машины, тележки, повозки. И такое ощущение, что эти люди просто не замечают того, что их окружает. Оказывается, все приедается, даже ТАКОЕ! Эти древние стены, минареты и купола чего только не видели за это время.

Поднялся я в мечеть, и там смотритель мечети рассказал об истории этой мечети и о личности Хазрата Хизра.

- Аллах создал дух Хазрата Хизра за 300 лет до создания Земли и всего остального. Когда же он облек Хизра в материальную форму, то дал ему вечную жизнь и сделал его властителей всей воды. В греческой мифологии ему неверно приписаны божественные свойства и соответствует он богу воды - Нептуну. Он считается одним из тех святых, встретив которого человек становится счастливым, здоровым, богатым - начинают исполняться желания. Говорят, что человек в течение жизни может три раза встретить Хазрата Хизра.

Что касается истории этой мечети, то он появился где-то 1280 лет назад, когда по преданию, Хазрат Хизр указал на это место, как на место погребения пророка Хуснийо.

С этого места начало разрастаться кладбище, которое было закрыто в 1969 году и сейчас является памятником, охраняемым ЮНЕСКО.
В приватной беседы ходжа рассказал, что на самом деле здесь покоится не только тело пророка Хуснийо. Здесь есть семь уровней захоронения и на каждом уровне тела святых или пророков.

Попрощавшись с ходжой я направился к мавзолею Шахи-Зинда.

Кусам ибн Аббос был послан в Моверауннахр (историческая область, в которую входил и Самарканд) для продвижения новой религии - Ислама. Кусам ибн Аббос нашел пещеру в одной из возвышенностей недалеко от Самарканда и поселился в ней. Он вел аскетический образ жизни проводя время в молитвах и распространяя идеи новой религии. Благодаря его призывам и проповедям большая часть самаркандцев приняла Ислам.

Исполнив желание пророка Мухаммада, Кусам ибн Аббос в один из дней на глазах собравшихся для молитвы людей отрезал свою голову, взял в правую руку и спустился в глубокий колодец, ведущий в поземный сад, где и продолжает жить до сих пор. С тех пор это место и называется Шахи-Зинда. На надгробии Кусама имеется следующая цитата из Корана: "И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые!"

Сейчас Шахи-Зинда - это большой мавзолей, где погребены люди веры. Здесь же есть и мечеть, куда можно войти и помолиться.

Как я уже говорил, Шахи-Зинда находится на возвышенности и поэтому нужно подниматься по ступенькам. Говорят, что если сосчитать количество ступенек, когда поднимаешься и сосчитать, когда опускаешься они будут разными. Вообще все эти места связанные с именами великих людей, возведенных в ранг святых, считаются святыми местами. Сейчас сюда приходят не только туристы, но и те, кто хочет избавиться от недугов, несчастий, приобрести счастье и богатство. Это место паломничества. И есть огромное количество историй, когда после посещения этого места жизнь людей менялась. Эшон-бобо, который был с нами во время поездки по Самарканду рассказал одну из таких историй, свидетелем которой он сам был. - Несколько лет назад ко мне по рекомендации Института Норбекова приехали парень с девушкой. Они приехали из Америки. Сами узбеки, их деды еще эмигрировали от сюда. Так вот, они были мужем и женой, и у них несколько лет не было детей. Чего только они не перепробовали и где только не побывали - ничего не получалось. Приехали они ко мне, и я их прямиком привез сюда. Почитал Коран здесь. И они уехали. Где-то через год я узнал, что у них родилась двойня - мальчик и девочка. После "Шахи-Зинда" я направился к Сиабскому базару. Как я уже говорил, это самый большой базар в Самарканде. За последнее время базар стал очень и очень большим. К моему удивлению рядом с базаром шло представление. В народе их называют "дорбозами" (канатаходцы), хотя эти по канатам не ходили - просто уличный цирк.

Так что самаркандская лепешка - это самая эксклюзивная лепешка в мире :).
Прямо с базара я вошел в мечеть Биби-Хоним. Говорят, что мечеть была построена в 1399-1404 годах Тимуром после победоносного похода в Индию. Мечеть Биби-Хоним - самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. В то время в Самарканде жили самые именитые мастера Востока. Со всех завоеванных земель Тимур направлял в Самарканд художников, строителей, гончаров, кузнецов, оружейников.

По другой легенде эту мечеть построила старшая жена Тимура, чтобы сделать подарок в честь его побед.

В своем первоначальном виде мечеть представляла собой гигантское сооружение, состоявшее из многих построек Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минареты не сохранились; только на северо-западной стороне одиноко высится полуразрушенный минарет высотой в 20 метров; угрожавшая падением верхняя его часть была разобрана в 1897 году. Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн.

Но огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В XVII веке состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Давайте, мы тоже двинемся к площади Регистан.



Площадь Регистан - это одно из самых красивейших мест города. От базара к Регистану ведет улица Ташкентская. Раньше эта улица была одной из самых центральных в Самарканде и с очень плотным автомобильным движением. Сейчас - это пешеходная улица, по обоим сторонам которой расположены многочисленные магазины, в том числе и не совсем обычные. В один из таких магазинов я зашел.

Подходя к площади Регистан я увидел "паломников" из других городов Узбекистана. Было время дневного намаза - молитвы, и старики, устроившись прямо на газоне, молились Аллаху.

Площадь Регистан - величественный памятник. Это нужно просто увидеть.

Площадь эта была центром города и при Тимуре здесь находился центральный базар. Затем началась застройка этой площади, и сейчас на этом месте стоят три медресе, образующие единый ансамбль.

Первым за строительство на этой площади взялся внук Тимура Улугбек, который был правителем этого города + ученным. Медресе Улугбека было сооружено в 1417-1420 годах. В художественном отношении оно не уступало постройками Тимура, но значительно превосходило их по своей прочности. Медресе имело 50 худжр (кельи) и в нем обучалось более ста студентов. И сам Улугбек преподавал в этом медресе.

Через 200 лет, тот самый Ялангтуш-бий, о котором уже упоминалось, начал строительство нового медресе прямо напротив Медресе Улугбека. Медресе это называется Шер-Дор - "со львами". На портале изображены фантастические звери - тигро-львы, охотящиеся за сернами. Строительство началось в 1619 году и продолжалось 17 лет. Медресе Шер-Дор является точным подражанием Медресе Улугбека.

Третье медресе - Тилля-Кори ("усыпанное золотом") замыкает площадь Регистан с третьей северной стороны. Строительство этого медресе начал в 1646-1647 годах тот же самый Ялангтуш, но скончался, не увидев завершения строительства. Постройка замечательна стенной живописью и богатой позолотой внутренних стен главного помещения мечети.

Следующее место, которое мы посетим - это святыня Гавсул Аъзама, расположенная в Ургутском районе Самаркандской области.

Гавсул Аъзам Абу Мухаммад Муйиддин Саййид Абдулкодир Гилоний родился в 1079 году в области Гилани. Абдулкодир Гилоний был основателем суфийского ордена "Кадирия". Вот что о нем пишет Идрис Шах в своей книге "Путь суфиев":

    "Хадрат ("Присутствие") Абдул Кадир разработал систему вызывания духовных состояний, названную Наукой Состояний. Под пером последователей его деяния приобрели настолько преувеличенный характер, что описание его личности имеет мало общего с его собственным определением облика суфийского Учителя.
    Излишне пылкое увлечение экстазопорождающими приемами, несомненно, является причиной вырождения организаций ордена Кадирийа. Это общий удел многих энтузиастов, когда достижение измененного состояния сознания становится целью, а не средством, находящимся под должным контролем специалиста...
    Подобно Джалалуддину Руми, Абдул Кадир уже в раннем детстве проявлял ярко выраженные сверхъестественные способности, и его жизнеописания изобилуют упоминаниями подобных случаев".

Один из таких случаев рассказал мне настоятель святого места, связанного с именем Гавсул Аъзама.

"Вы знаете, что в каждом искусстве, ремесле есть свой Пир. Так вот Гавсул Аъзам был Пиром всех Пиров. И когда мы, начиная что-либо делать говорим "О, Пир, помоги в этом деле", то мы обращаемся именно к Гавсули Аъзаму.
Однажды одна девушка, жившая в этих краях шла за водой. В тех местах проходил пастух. И пастух этот схватил за руку эту девушку. Оскорбленная девушка начала сопротивляться, призывая на помощь криками "О, Пир, помоги мне!". В это время Гавсул Аъзам в Багдаде, готовясь к молитве совершал омовение - в этот самый момент он мыл левую ногу. Услышав крик о помощи он взял свой левый кавуш (кожаная обувь на деревянной подошве) и кинул через плечо назад. Кавуш прилетел и ударился о пастуха и он исчез. Девушка тоже исчезла.

И с тех пор это место стало местом паломничества многих людей. На месте падения кавуша выросла чинара и забил ключ. И люди приходят сюда за святой водой, которая избавляет от 70 недугов.
Говорят, что Гавсул Аъзам узнает о том, что человек вышел из дома в намерением посетить это место после семи шагов, которые сделает этот человек выйдя из ворот своего дома. И весь путь до этого места Гавсул Аъзам находится рядом с этим человеком, молится и просит Аллаха о том, чтобы у него было семейное счастье, здоровье, изобилие в доме, чтобы были дети, если их нет. И молитву эту он повторяет 70 раз.

Огромное количество людей, придя сюда избавились от болезней, у бездетных появились дети, душевнобольные приобрели покой".

Вот такое это место!

Прежде чем вернуться в Самарканд, давайте взглянем на некоторые Ургутские фотографии.


Давайте вернемся в Самарканд и посетим могилу святого Даниила.

По одной из версий останки святого Даниила привез в Самарканд Амир-Темур. Говорят, что это более-менее реальная версия, т.к. Амир-Темур с почтением относился к святым, пророкам, и облагораживал места их захоронения.

По преданию, останки были нагружены на верблюдов. Дойдя до канала Оби Рахмат, что в Самарканде, они остановились и дальше не захотели идти.

Место захоронения святого Даниила почитается представителями всех религий. Поэтому здесь можно увидеть паломников из различных стран и всех религиозных конфессий. Как и во многих святых местах Самарканда, здесь есть ключ с целебной водой. Вода эта исцеляет не только тело, но и душу.





TOP

turizmuz.narod.ru
(c) 2005 HILL

Hosted by uCoz